Звонят и молчат в трубку. Зачем это делают и как себя вести
Зачем звонят и молчат
Ещё несколько лет назад выяснилось, что больше половины всех звонков, которые получают россияне, — это спам. Отвечаешь, а тебе начинают впаривать какие-то услуги. Но ничто не бесит так, как вот это непонятное молчание в трубку. После ответа обычно связь обрывается.
Поначалу кажется, что это кто-то ошибся номером. Однако подобные звонки могут поступать каждый день, иногда по несколько раз. Значит, у звонящих есть цель, но какая?
Руководитель Центра компетенций по инфобезопасности группы Т1 Валерий Степанов пояснил, что звонит даже не конкретный человек, а программа. И звонят отнюдь не с добрыми намерениями.
«С помощью автоматического прозвона злоумышленники проверяют актуальность номеров в их базе данных для последующих действий в рамках намеченной схемы. Если абонент ответил, то номер подтверждается и берётся в работу», — объяснил киберэксперт агентству «Прайм».
Мошенники кладут трубку сразу после ответа не просто так. Это психологический приёмчик. Создаётся ощущение, будто связь случайно оборвалась, поэтому жертве хочется перезвонить. Звонящий человек уже более расположен к беседе, чем тот, кому звонят. А значит, он уже может выслушать какой-нибудь мошеннический бред про «службу безопасности банка» и даже повестись на это.
Как реагировать на молчание в трубку
Самое грамотное решение — это вообще не поднимать трубку, если вам звонят с незнакомого номера, сказал Степанов. Но многие не могут устоять и из любопытства всё же отвечают.
В чём риск? Если вы что-то скажете, на основе нескольких фраз продвинутые аферюги смогут сделать копию вашего голоса. Сегодня нейросети позволяют выделывать такие кунштюки.
Пример. В октябре 2021 года стало известно о крупном ограблении банка в ОАЭ. Никто не врывался в отделение с криками: «Всем лежать, это ограбление!» Мошенники вообще находились в другой стране. Они создали голосовой дипфейк одного крупного клиента этого банка и с помощью этой подделки вели переговоры с управляющим кредитной организацией. В итоге банк перевёл аферистам $35 млн.
Поэтому Степанов рекомендовал либо вообще ничего не отвечать, либо ограничиться одной фразой: «Алло» или «Слушаю».
Полезный совет. Не говорите молчащему в трубку: «Да». Этим словом злоумышленники смогут потом имитировать ваш прямой ответ для подтверждения некоторых операций.